Условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Возможности для инвалидов и лиц с ОВЗ:
1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.
2. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — имеются (есть пандус, при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо).
3. Условия питания учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — имеются.
4. Условия охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информации. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён всем необходимым оборудованием и инструментарием. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет медсестра по договору с ГАУЗ «Кижингинская ЦРБ». В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
5. Доступ к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ учащихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — имеются.
7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.
8. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.
9. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих условиях.
Для учащихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом, логопедом и дефектологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Формы работы:
- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
- Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2014 г. № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан» в МБОУ «Новокижингинская СОШ» реализуются мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- вход в образовательное учреждение оборудован пандусом и указателями.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания
№ п/п |
Категория инвалидов |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 |
Все категории инвалидов и МГН |
ДУ |
в том числе инвалиды: |
||
2 |
передвигающиеся на креслах-колясках |
ВНД |
3 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
ДУ |
4 |
с нарушениями зрения |
ДУ |
5 |
с нарушениями слуха |
ДУ |
6 |
с нарушениями умственного развития |
ДУ |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Перечень объектов для проведения практических занятий
Назначение |
Функциональное использование |
Оснащение кабинета |
Слесарная мастерские |
Практические занятия по предмету "Технология" для мальчиков |
Верстаки слесарные токарный станок по металлу, циркулярный деревообрабатывающий станок, фрезерный станок, сверлильный станок, заточный станок, тиски. |
Столярная мастерские |
Практические занятия по предмету "Технология" для мальчиков |
Верстаки слесарные, токарный станок по дереву, сверлильный станок, заточный станок. |
Кабинет обслуживающего труда |
Практические занятия по предмету "Технология" для девочек |
Мастерская оборудована швейными машинами, доской гладильной, электроплитой, раковинами с холодной водой, стеллажом для посуды, столами и стульями. |
Актовый зал |
Практические занятия по музыке |
Кабинет оснащен следующим оборудованием: проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр |
Кабинет химии |
Практические занятия по изучению химии |
Кабинет оборудован вытяжной трубой, закрепленными рабочими местами обучающихся, водоснабжением. Для проведения практических работ имеются лаборантская, приборы, реактивы, аудиовизуальные средства, печатные объекты |
Кабинет физики |
Практические занятия по изучению физики |
Укомплектован средствами обучения и воспитания по: механике, электродинамике, молекулярной физике, оптике, квантовой физике. |
Кабинет начальных классов |
Практические занятия с использованием цифровых технологий |
интерактивная доска |
Кабинет информатики |
Практические занятия по предмету "ИКТ" |
Компьютерный класс оснащен 12 компьютерами и автоматизированным местом учителя, объединенными в локальную сеть с подключением интернет. |
Кабинет биологии |
Практические и лабораторные занятия по изучению биологии |
Имеется следующее оборудование для проведения практических занятий: гербарии растений, модели грибов, модели овощей и фруктов, модели цветов покрытосеменных растений, влажные препараты, барельефные таблицы, микроскопы световые, микропрепараты. |
Лингафонный кабинет |
Практические занятия по иностранному языку |
Лингафонный кабинет |
** Указывается: ДП-В – доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В – доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ – доступно условно; ВНД – недоступно.
Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания
№ п/п |
Категория инвалидов |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 |
Все категории инвалидов и МГН |
ДУ |
в том числе инвалиды: |
||
2 |
передвигающиеся на креслах-колясках |
ВНД |
3 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
ДУ |
4 |
с нарушениями зрения |
ДУ |
5 |
с нарушениями слуха |
ДУ |
6 |
с нарушениями умственного развития |
ДУ |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьная библиотека расположена на третьем этаже, общая площадь 53,1 кв.м. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря. Организует работу библиотеки один работник – педагог-библиотекарь.
Режим работы библиотеки – с 8.00 до 16.00 (понедельник – пятница), суббота, воскресенье - выходной день.
Библиотека работает по плану, утверждённому директором школы.
Всем категориям читателей библиотеки школа предоставляется доступ ко всему многообразию источников информации библиотечного фонда.
При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей.
Паспорт школьной библиотеки
Положение о школьной библиотеке
План работы школьной библиотеки
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал школы предназначен для проведения уроков физкультуры в 5-11 классах, а также занятий спортивных секций в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся (размер зала - 12х24 м, общая площадь - 276,8 м2). Характеристики зала и оборудование дает возможность проводить занятия по следующим видам спорта: лёгкая атлетика, спортивные и подвижные игры, общефизическая подготовка, гимнастика. Зал оснащён баскетбольными щитами, волейбольными стойками, гимнастическими стенками, стенкой для скалолазания. К помещениям спортивного зала также относятся: тренерское помещение, две раздевалки (для девушек и для юношей). Раздевалки (площадью 14,1 кв. м. каждая) оборудованы душевыми и туалетными комнатами.
Все оборудование спортивного зала проверяется, обрабатывается и размещается в соответствии с требованиями. Разметка зала соответствуют нормам (5 см). На уроках легкой атлетики проводятся прыжки в длину, в высоту, беговые упражнения на метание мяча. Для этого есть соответствующие разметки и специальное оборудование: маты для прыжков в высоту, для гимнастики, стойки с планкой.
Для обеспечения безопасности обучающихся, педагогов и иных работников школы зал оснащен противопожарной сигнализацией.
Все категории учащихся имеют доступ к данным объектам для занятий физкультурой и спортом.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ссылка
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- Наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту: нет
- Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта
- Расстояние до объекта от остановки транспорта 30 м.
- Время движения (пешком) 5 мин.
- Паличие выделенного от проезжей части пешеходного пути: да
- Перекрестки: нерегулируемые; регулируемые, со звуковой сигнализацией, таймером; нет
- Информация на пути следования к объекту: акустическая, тактильная, визуальная; нет
- Перепады высоты на пути: нет. Их обустройство для инвалидов на коляске: нет
- Вход в здание школы оборудован пандусом и указателями.
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, |
|
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
ДЧ-И(Г,У) |
|
2 |
Вход (входы) в здание |
ДЧ-И(Г,У) |
|
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
ДЧ-И(Г,У) |
|
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
ДЧ-И(Г,У) |
|
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
ДЧ-И(Г,У) |
|
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
ДЧ-И(Г,У) |
|
7 |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
ДУ |
** Указывается: ДП-В – доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В – доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ – доступно условно; ВНД – недоступно.
Специальные условия питания
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
Предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
Предусмотрены помещения для приёма пищи (120 посадочных мест);
Разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).
Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Специализированное питание для инвалидов и лиц с ОВЗ на текущий учебный год не предусмотрено.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ "Новокижингинская СОШ" создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационная база МБОУ «Новокижингинская СОШ» оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью (кабинет информатики);
- выходом в Интернет;
- функционирует официальный сайт.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при помощи учителя информатики, учителей-предметников.
- Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
- В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные доски.
- В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет
- Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Учащиеся имеют доступ к сети Интернет в кабинете информатики ( 10 посадочных мест)
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/
- Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовые.
- https://iqsha.ru/
- онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
- https://chudo-udo.info/
- детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
- https://www.yaklass.ru/p
- образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению
№ п/п |
Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1. |
Адаптация официальных сайтов образовательной организации в сети Интернет с учетов особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента(WCAG) |
да |
2. |
Размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учётом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля) |
нет |
3. |
Присутствие ассистента, оказывающего обучающемся необходимую помощь. |
нет |
4. |
Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) |
нет |
5. |
Обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающегося местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося |
нет |
6. |
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) |
нет |
7. |
Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы |
нет |
8. |
Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде |
нет |
2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху
№ п/п |
Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1. |
Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения) |
нет |
2. |
Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации |
нет |
3. |
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) |
нет |
4. |
Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы |
нет |
5. |
Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде |
нет |
3. Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
№ п/п |
Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1. |
Материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения. Столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальные понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м., наличие специальных кресел и других приспособлений) |
нет |
2. |
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) |
нет |
3. |
Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы |
нет |
4. |
Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде |
нет |
4. Для иных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с соматическими заболеваниями)
№ п/п |
Перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Отметка о наличии (да/нет) |
1. |
Наличие специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания |
да |
2. |
Наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
нет |
3. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
нет |
4. |
Возможность предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
да |
5. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
да |
6. |
Обеспечение доступа в здания образовательных организаций |
да |
7. |
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе (до 15 человек) |
да |
8. |
Возможность предоставления бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы |
да |
9. |
Обеспечение предоставления учебных, лекционных материалов в электронном виде |
да |